четверг, 12 января 2012 г.

Откровение щучьего озера

Открытие летнего спиннингового сезона в разных регионах происходит в разные сроки. Для рыболовов Нижней Волги это обычно март, в средней полосе из-за нерестового запрета - начало июня, а для нас, сибиряков и уральцев, это происходит еще позже.

В первых числах июня для большинства спиннингистов России ситуация складывается патовая. Нерест хищника давным-давно прошел, но запрет на рыбалку все еще действует - до конца нереста карповых. И никого не волнует, что ты находишься на водоеме со спиннингом, а не с удочкой. Рыбинспектор и сам понимает, глядя на наше «вооружение», что мы не браконьеры, но закон есть закон, и будь добр ему подчиняться. Демонстрация снастей, коробок с приманками, багажников автомобилей в большинстве случаев нисколько не смягчает суровых представителей власти. В этот период всех гребут под одну гребенку - и спиннингистов, и поплавочников, и браконьеров с сетями.

Большинство любителей ловли хищника такая ситуация гнетет из года в год. Во время нереста карпа, карася, леща, плотвы мы, спиннингисты, хотим ловить не эту рыбу, а хищника, который уже давно отнерестился и просто ходит рядом со своими кормовыми объектами, пасется под частиковыми и мелкими окуневыми. У любителей ловли на искусственные приманки по дням расписан нерестовый ход судака, щуки, окуня. Ловля на спиннинг ни в коем случае не подразумевает тайного желания случайно зацепить на тройник икряного карася или леща.

Когда-то я даже не задумывался о соблюдении правил и законов. Настроение, погода располагают - я на рыбалке. Следующий, спокойный и продолжительный для меня жизненный период - полное соблюдение правил и подчинение букве закона. Позже, с нажитым годами рыболовным опытом пришло осознание, что не все, что делается по существующим правилам рыболовства, однозначно правильно, и может нанести урон рыбьему поголовью...

Сроки запрета на любительскую рыбную ловлю обычно растянуты от конца ледостава до 15-20-го июня и практически не учитывают текущую обстановку на водоемах данного региона. Например, в 2002 году запрет на ловлю леща, карася, карпа и других частиковых в Орловской губернии был снят к 20-м числам июня. Но поздняя, затяжная, с многочисленными перепадами температуры весна не дала возможности полноценно отнереститься этим рыбам. В результате местные рыболовы в начале августа (!) ловили на р.Оке 5-6-килограммовых карпов, набитых не выметанной, потемневшей икрой. Где были специалисты? Почему, следуя логике, не продлили в связи с природным форс-мажором запрет на ловлю карпа?

Или вспомним, к примеру, 2009 год, р.Иртыш, его притоки, старицы, озера возле г.Тобольск. В третьей декаде апреля зима резко, за неделю, «перескочила» в лето. Щука, по некоторым сведениям, может отнереститься даже подо льдом, но в тот момент она оказалась не готова к такому мгновенному переходу и вовремя не отреагировала на «текущий момент». До конца июля в уловах попадались упитанные икряные 8-10-килограммовые «мамочки».

Вывод - в каждом конкретном случае к запретам на любительскую ловлю надо подходить не бездумно, а разумно, осмысленно. Тем более что к началу июня основные виды хищных рыб (щука, судак, окунь) при благоприятных условиях уже давно должны закончить нерест.

Свои спиннинговые сезоны прошлого и позапрошлого года мы открывали исходя из этих соображений. Происходило это в июне, на оз.Щучьем, которое находится в Уватском районе Тюменской области. Вот как это было.

2009 год

Стартовали мы на свой страх и риск, без предварительной разведки. Зимние рыбалки внушали надежду на поимку трофейных щук и окуней. Скажу сразу, вопреки неблагоприятным прогнозам и обоснованным теориям корифеев от рыбной ловли поездка удалась на славу...

Водоем встретил нашу веселую компанию спокойно. Через полтора часа после прибытия громко уже никто не разговаривал, вечерний закат и дикая красота древнего озера произвели на всех присутствующих сильное впечатление и воздействовали успокаивающе. Рыболовная интуиция и окружающая обстановка подсказывали, что рискнули мы не зря.

Восьмерых человек приютила большая, знакомая еще по зиме изба. Четыре надувных лодки с разными по мощности движками должны были перекрыть все наши потребности и желания.

Закончив с хозяйственными делами, самые нетерпеливые собрали снасти и стали рыбачить напротив лагеря, в месте стоянки флотилии. Первые же забросы с берега принесли тройку 2-килограммовых щучек и несколько вполне товарных окуней, из которых тут же были сделаны позем и уха. Удачное начало рыбалки настроило всю компанию на оптимистичный лад, и хорошее настроение не покидало участников экспедиции до конца похода. Все 4 дня стояла ровная жаркая погода, температура держалась от 25 до 32°С, давление было стабильным, не менялось.

Утром второго дня четыре экипажа радиально выдвинулись от избы в поисках рыбацкого счастья. Первая лодка ушла вправо, к небольшому острову, поросшему ивняком. Вторая направилась к противоположному изрезанному заливами берегу. Третья команда решила обловить кромку зарослей слева от стоянки. Мы с напарником начали ловлю с истока вытекающей из озера небольшой речушки.

Поклевки начались на первых же забросах. Ловились щука весом 1-2 кг и окунь по 200-300 г. Они не пропускали ни одну предлагаемую приманку. Через полчаса ловли, поняв, что сегодня хищник атакует все, что шевелится, мы начали ставить все более крупные приманки. На интенсивности клева это никак не сказалось, но отразилось на качестве - экземпляры стали попадаться гораздо крупнее.

Через полтора часа ловли я заменил заслуженное удилище DAIWA Vulcan VL 902 MHS с катушкой SHIMANO Twin Power на кастинговую снасть CORMORAN Black Star, оснащенную катушкой SHIMANO Cardiff 301 А, и пустил в дело джеркбейты.

Первым в бой пошел 12-сантиметровый SALMO Slider. Теперь уже поклевки 2-3-килограммовых щук воспринимались как должное, но поражало, что 500-700-граммовые окуни тоже яростно атаковали эту приманку.

Надо сказать, что к тому моменту мы выработали определенный алгоритм ловли. Поскольку ветер дул в «наш» берег, а мы благополучно забыли лодочные якоря в багажнике машины, нам приходилось отплывать от берега против ветра на 40-50 м и по ходу сплава делать забросы сначала к берегу, через некоторое время вдоль него, а потом в «море». Поклевки происходили на всех забросах, но самая крупная щука «присаживалась» при векторе «берег - море».

Через некоторое время наша система ловли обрела определенную стройность. Перемещаясь вдоль берега, мы позволяли ветру причалить нас к береговым кустам или зарослям водной растительности и после этого забрасывали «от берега». Мой неискушенный в рыбалке товарищ с упоением менял среднего размера «колебалки» на «вертушки», попперы на воблеры, каждый раз доставая на новую приманку очередную рыбу.

Вдоволь насладившись динамичной рыбалкой, отработав различные стили проводки слайдера, я все-таки дождался поклевки солидного экземпляра. Сначала с одного места на эту приманку поймал пару окуней под 1 кг, потом подряд трех зубастых весом 2-4 кг, затем последовала поклевка долгожданного монстра. После 10 минут борьбы я совершил непростительную ошибку - на очередной свечке рыбины около борта лодки дал слабину шнуру и моментально был наказан перекусом лески и потерей уловистой приманки.

В наличии была еще пара аналогичных слайдеров, но я решил протестировать STRIKE PRO Baster Jerk, заменив им канувшего в Лету салмовского «карасика». На новую приманку сразу же начались уверенные и более агрессивные поклевки. Глубина в месте ловли менялась от 0,5 до 2 м, дно почти повсеместно было покрыто плотным ковром молодой злодеи, поэтому в проводку этой приманки пришлось внести некоторые коррективы. Наилучший результат показали быстрые размашистые рывки без пауз. Такая анимация почти полностью исключала вертикальное движение этого тонущего джерка, но на клеве она нисколько не сказалась. Мерные, по 4-5 кг, щуки и солидные «горбачи» вставали за приманкой в очередь, редкий заброс оставался без внимания. За яркую раскраску джерка мы его прозвали «красавчиком». И в другие дни Вазгет оставался моей основной рабочей приманкой.

Попытки найти активного хищника далеко «в море» закончились полной неудачей. Несколько троллинговых проходов над 8-метровой ямой и несколько десятков ступенчатых проводок «резины» на свалах принесли лишь пару небольших щучек. Да и на ровных плато стабильный активный клев был только в 30-метровой береговой зоне.

Позже мы поняли причину такой локализации хищника. Начинался нерест леща, к вечеру следующего дня прибрежный камыш уже ходил ходуном от жаждущей продолжить свой род рыбы. На этот «шведский стол» и подтянулись к берегу любители легкой поживы со всего водоема.

Вечером за ужином подвели итоги дня. Наш экипаж отловился очень хорошо. В актив можно было записать два десятка килограммовых «горбачей» и полтора десятка зубастых весом 3-6 кг. Самая крупная щука потянула у меня на 8 кг, а окунь - на 1,2 кг. Клев был стабилен в течение всего дня, без явных перерывов и выходов.

Те, кто ловил слева от стана вдоль берега, тоже отвели душу. Правда, хищник у них был помельче, но это было связано, скорее всего, с небольшим размером применяемых приманок (хотя несколько 5-килограммовых красавиц им уговорить удалось). Ловили они на некрупные «колебалки», «вертушки» и воблеры. Работало все.

Больше всех отличился экипаж, рыбачивший у острова. Они дважды привозили на взвешивание щук на 7 и 8 кг, одновременно ревизуя наши боксы с приманками в поисках крупных «незацепляек». Вечером нам были продемонстрированы фотографии хищниц весом 9 и 10 кг. Что интересно, окуня они поймали немного и не такого крупного, как мы. Все трофейные рыбы были добыты на незацепляющиеся блесны у самого уреза берега в густой растительности. Чем больше была приманка, тем крупнее попадалась зубастая. Больше всего поклевок пришлось на KUUSAMO Professor 115 мм и ЕРPINGER Red Eye Wiggler, обе в незацепляющемся варианте. Благодаря дополнению в виде твистера зацепы случались не столь часто, оно визуально увеличивало приманку, что положительно сказывалось на интенсивности клева. В конце концов крупная щука даже выбила из тела блесны EPPINGER Red Eye Wiggler жестко посаженный туда на штатную клепку крепкий крючок. Пришлось восстанавливать работоспособность приманки с помощью небольшого болтика и гайки.

А вот четвертая команда занесла этот день себе в пассив. У дальнего изрезанного берега рыбы она не обнаружила. Частые смены приманок и стилей проводки не принесли результата. После обеда, несмотря на наши успехи, упорные рыболовы решили идти своим путем и продолжили ловлю в своем секторе. Шесть часов беспрерывного троллинга принесли им пяток щук до 3 кг, клюнувших на RAPALA SSR-14. Вечером свой «приз зрительских симпатий» за проявленное упорство они все же получили - им стали несколько самых крупных окуней этого дня, пойманных в вечерних семерках у берега на «вертушки» №3.

Неудачам этого экипажа тоже нашлось свое объяснение. Ловля велась у теневого берега, где температура воды была на пару градусов ниже, чем у солнечного. Нерестящегося леща там просто не было, не было и хищника.

На следующее утро целеустремленные рыболовы, поднявшись раньше других, продолжили гнуть свою линию, и их настойчивость была вознаграждена. К моменту, когда все остальные только заканчивали завтрак, четвертой команде удалось поймать на все те же SSR-14 шесть щук весом 4-6 кг. Все хищницы были взяты троллингом при проходах над 4-метровой бровкой у свала в глубокую яму. Потом, при прогреве воды, поклевок на этом месте больше не было.

Остальные экипажи отправились к своим вчерашним местам. Второй день сложился в точности, как предыдущий. Активный клев в течение всего времени ловли, агрессивные поклевки на крупные приманки солидных окуней и щук, мгновенный интерес хищников помельче к небольшим блеснам, воблерам и «резине».

Но было и одно отличие. Громкие шлепающие всплески и возня в прибрежном камыше давали понять, что начался полноценный нерест леща. Замечу, что вдоль берега мы перемещались только на веслах, стараясь не мешать рыбе.
Высокая активность хищника настраивала на благодушный лад. Рыбалка разбилась на занятия по интересам. Кто-то тестировал новые приманки, кто-то осваивал джиг, я же пытался за счет применения крупного джеркбейта добиться поклевки трофея «за десятку». Сделать это мне не удалось. Зато опять отличились «островитяне», поймавшие щук весом 9, 9,5 и 10,5 кг.

В оставшиеся дни стабильный клев сохранялся, но крупная щука попадалась пореже. Возможно, это было связано с тем, что пойманная и отпущенная накануне рыба осторожничала, или с тем, что отъевшиеся лещом «мамочки» просто были сыты. На хорошем настроении компании это никоим образом не сказалось, ведь крупный окунь и «зачетная» щука до 5 кг продолжали усиленно питаться и успешно ловиться.

У рыболовов, переключившихся на ловлю «горбача», наилучшие результаты показывали твистеры и виброхвосты на 7-граммовых грузилах-головках. Немало хищника было поймано в прибрежной растительности на неувядающий RAPALA Minnow Spoon с подсаженным на крючок твистером.

Принцип «большая приманка - большая рыба» продолжал доказывать свою справедливость, хотя на небольшие «вертушки» №2 было поймано несколько крупных окуней и язей. Покидали мы водоем в прекрасном расположении духа. Такие рыбалки оставляют яркий след и долгую память у любого спиннингиста.

Надо сказать, что в сезоне 2009 года мы посещали это озеро еще два раза, в августе и сентябре, но ничего похожего на июньский жор не было и в помине.

2010 год

Закрытие зимнего сезона в первой декаде апреля на этом озере оказалось не таким фееричным, как годом ранее, но, зная потенциал водоема и вспоминая июнь 2009-го, хотелось вновь открыть там летний сезон. Из 7 человек, прибывших в этот раз на Щучье, только я бывал на нем раньше. Кроме того, большинство рыболовов, рыбачивших до этого на Волге и в Карелии, первый раз оказались на сибирском таежном озере.

Корректировать методы ловли и выбор снастей пришлось на месте. На правах старожила я, объяснив принятую у нас тактику радиальной разведки и порекомендовав рабочие приманки, отправил экипажи в плавание.

До заката оставалось еще около двух часов, и я не сомневался, что за это время кто-нибудь найдет активного хищника. Наш экипаж в составе 3 человек выдвинулся к противоположному берегу, где в прошлый год рыбалка была неудачной. В оставшееся до сумерек время мы, испробовав в деле два-три десятка различных приманок, не увидели ни одной поклевки. Особо не волнуясь по поводу бесклевья, мы вернулись к избе. К моему удивлению, у остальных рыболовов ситуация была аналогичная.

Утро вечера мудренее, и на следующее утро я приступил к более тщательному облову водоема... Усилия оказались тщетными. Уловистые прошлогодние точки молчали, поиск рыбы в новых местах результата не дал. Троллинг над ямами и вдоль них, «бомбежка» береговой зоны, постоянная смена приманок - все оказалось впустую. Несколько пойманных крупных окуней настроение не улучшили. Создавалось впечатление, что мы пытаемся поймать рыбу в заморном озере, где ее просто нет.

А ведь Щучье - водоем с хорошими глубинами, на дне множество ключей, в озеро впадают несколько ручьев. Замора на нем не могло быть по определению. Вечером, ежась под косыми взглядами приятелей, я пытался понять причину происходящего.

Утром третьего дня я предложил членам своего экипажа проверить возникшее у меня накануне вечером предположение. Мы отправились в обширный мелководный залив, проверенный до этого не один раз. Открытый весь день солнцу водный участок должен был прогреться быстрее других мест на озере. По центру залива от берега в «море» проходила глубокая борозда неизвестного (может быть, ледникового) происхождения. В предыдущие дни, покрутившись у «канавы» и не найдя рыбы, мы меняли место ловли. На этот раз я предложил начать облов залива с самой его мелководной зоны.

Глубина в месте ловли была 20-30 см, дно покрывала молодая растительность. Пройдя вдоль берега 150-200 м, мы не увидели ни одного выхода рыбы.

Подошли к месту, где откровенная мель переходила на 1,5-метровую глубину (что явно читалось по береговому рельефу) и наконец-то получили первые щучьи поклевки. Хищницы ловились некрупные, 1-2 кг, но после двух пустых дней радовали и они. Через 400-500 м глубина опять уменьшилась, и поклевки тут же прекратились.

Весь оставшийся день мы ловили на этом небольшом прогоне, вновь и вновь возвращаясь на исходную точку и следуя по одному маршруту -вдоль самого берега.

Хватки происходили, только если мы подбрасывали приманки к самому урезу воды, недолет метр-полтора - и можно было не тратить зря время на проводку, а сразу с чистой совестью быстро выматывать леску.

Джерки и крупные воблеры, которые я периодически пытался раз-ловить, щука полностью игнорировала. В этот день в фаворе у зубастой были «вертушки» (Mepps, Blue Fox, Myran №3) и RAPALA Minnow Spoon с твистером. За день рыбалки мы не поймали ни одного окуня, но по щуке мои напарники поставили свои личные рекорды, поймав (и отпустив) 47 штук на двоих. Я больше экспериментировал и фотографировал.

Этот результат добавил оптимизма всей компании, тем более что отличился еще один экипаж. Увидев в моих коробках огромные джерк-бейты, они решили не размениваться по мелочам и весь день ловили на Slider, заслуженно получив в награду за упорство шесть щук весом от 3 до 5 кг и потеряв обе приманки при поклевке каких-то монстров.

Последний день все три экипажа провели в «клевом» заливе. Как и накануне, небольшая щука активно брала на вчерашних рабочих 500 м вдоль берега. Вдоволь наловившись мелкой хищницы, после обеда все решили попробовать спровоцировать на поклевку экземпляры покрупнее и отправились ближе к центру залива, на большую глубину.

Одна лодка ходила галсами вдоль и поперек подводной борозды, троллингуя крупными воблерами. Второй экипаж, накануне глубоко уверовав в уловистость слайдеров, использовал лишь эти приманки. Мы же для чистоты эксперимента ловили на «резину» и «поролон».

Результат оказался классически предсказуем. На джиг-приманки кроме уже обычных щук до 2,5 кг было поймано полтора десятка крупных «горбачей». Польские глайдеры принесли пять щук от 2 до 5 кг, причем начинающие любители рывковых приманок поймали всех красавиц при равномерной проводке, в то время как мои попытки ловить рывковой проводкой и размашистым твичингом остались без внимания хищника. Финальную точку в вечерних сумерках поставили упорные троллингисты. Им удалось на IMAKATSU Diving Riprizer ПО добыть щуку весом 7,2 кг.

В общем, рыбалка получилась достаточно интересной и поучительной, хотя и не такой добычливой, как годом ранее на этом же водоеме в это же время. Поздняя весна внесла свои коррективы в клев хищника. Решающим фактором стала температура воды. В июне 2010 года она еще не прогрелась до отметки, благоприятной для нереста леща. Хищник в предвкушении предстоящего пиршества только начал концентрироваться в наиболее прогретой части озера, оставаясь относительно пассивным. Разница в установлении летней погоды в 1-1,5 недели стала определяющей. Уверен, попади мы на Щучье через полмесяца - восторженных отзывов и массы потерянных приманок было бы во много раз больше.