четверг, 12 января 2012 г.

Щучьи перекаты


Перекаты и быстрины на украинских реках справедливо ассоциируются с голавлем и жерехом. И если для поимки последнего требуется порой очень много сил, умения и времени, то с голавлем все гораздо проще. Есть еще один хищник, куда более зубастый и прожорливый - это щука. Считается, что она еще менее капризна, чем голавль, и она куда крупнее. Ловле щуки посвящено невероятно много материалов, они затрагивают множество аспектов и, кажется, могут дать ответы на любые вопросы. Однако, на некоторые из них я для себя ответов в литературе так и не нашел...

Предлагаю обсудить особенности поведения щуки в нетипичных для нее местах и наиболее эффективные варианты её ловли там. Именно на перекаты, быстрины, «бурлилки» я и обратил когда-то свое внимание именно в плане ловли щуки, а не любой другой рыбы. И надо сказать, эта тема увлекала меня весьма серьезно, главное - оказалась очень перспективной с точки зрения результата. Отмечу сразу, что речь не будет идти о каменистых перекатах горных рек, где потоки воды несутся с такой скоростью, что могут сбить рыболова с ног. Нет, я буду иметь ввиду перекаты и быстрины равнинных рек центральной и восточной Украины. Началась же тема вот с чего.

Еще будучи школьником, с ленинградским спиннингом и невской катушкой в очередной раз я пытался добиться успехов на реке. В один прекрасный день ловил я на белую колебалку из отцовского набора. На тот момент тактика у меня была простая: забросить блесну в воду, не получив при этом «бороду», а дальше просто крутить катушку в ожидании чуда... И надо сказать, время от времени это самое чудо происходило - за три-пять рыбалок мне удавалось-таки поймать щуку (обычно под кило).

Я всегда выбирал для ловли те места, где было удобно забрасывать. Конечно, из-за этого наверняка многое терял. Но однажды решился половить в прогале между деревьями, где мне открылся неизведанный до того участок реки. На том мелководном песчаном перекате мою блесну сразу схватила рыба и начала яростно сопротивляться. Почувствовав это и даже увидев на фоне песка её извивающийся силуэт, я, упершись ногами в берег и крепче взявшись за ручку катушки, энергично и быстро дотащил зубастую до берега и буквально выбросил ее на сушу. Так, впрочем, делал я всегда, ибо не предполагал, что засечённую рыбу можно «выкачивать» и «морить».

Эх, сколько же было эмоций после каждой такой поимки! Непередаваемые ощущения радости от первых моих трофеев, наверное, останутся со мной навсегда. Сегодняшняя щука была на вид чуть меньше килограмма, но она открыла счет моим победам на перекатах. Дальше количество трофеев росло по мере увеличения числа моих спиннинговых рыбалок. Где и в какой период стоит искать щуку, я пока серьезно не задумывался и, уж тем более, не ведал по какой причине вожделенный объект моей ловли занимает одни участки водоема, а не другие...

Через несколько лет пришло время задуматься и об этом. Тем временем, у меня уже появились и новые снасти. Так, в одно жаркое утро местом ловли я выбрал участок, где из-за гидросооружения образовалась так называемая «бурлилка». Здесь и течение сильное, и поверхность реки неспокойная. Мне показалось, что в жару щуке будет комфортнее всего находиться именно в подобном месте. Первый короткий заброс завершился четким ударом, который явно передался в руки даже через дешевый стеклопла-стиковый спиннинг и монофильную леску. Рыба, к великому моему огорчению, не засеклась. Бросаю еще раз в тоже место. Теперь после удара спиннинг согнулся и «застыл» на подсечке. Я было подумал, что зацепился, но тяжелые рывки говорили о другом... Щука под два кило весом была успешно поймана, причем, долавливал я ее руками на скользких плитах. И больше в тот день там не клевало...

На следующий день еще до восхода солнца я снова был на старом месте - исполненный надежд, ожидал поклевку. Увы. напрасно... Сместился в конец быстрины, где отчетливо просматривалась песчаная коса. Именно там охотился какой-то хищник, то и дело смачно выпрыгивая из воды. Я был уверен, что это щука, и когда на очередном забросе у меня состоялась поклевка, я ни минуты не сомневался, что это именно она. Зубастая оказалась где-то на 1,5 кг, что для меня тогда было безоговорочным триумфом. А с учетом того, что на второй подряд спиннинговой рыбалке я был с уловом, это вообще тянуло на личный рекорд. В те дни стояла настоящая летняя жара, и щука на реке ловилась из рук вон плохо. Многие опытные спиннингисты отложили снасти до лучших времен. Я же продолжал на перекате регулярно ловить зубастых.

Не делая глобальных выводов, тем не менее, тему ловли щук на перекатах и быстринах я обозначил для себя, как одну из первостепенных. Продолжая ловить спиннингом в таких местах и дальше, постоянно открывал много нового и интересного. А однажды со мной произошел случай, во многом изменивший направление моей рыболовной мысли...

Начало августа. Середина дня. Сплавляясь на лодке с самого утра, к обеду я добрался до мелководного участка реки, где течение было очень сильное, а старые опоры мостов угрожали повредить лодку в случае столкновения с ними. В связи с этим я благоразумно решил преодолеть тот участок вброд. В конце мелководья с быстриной мне открылась интересная картина, которую с лодки я почему-то не замечал. Две песчаные косы из-за низкого уровня воды в реке доходили до поверхности, а между ними располагалась ямка глубиной около 1,5 м. Лодку я вытащил на берег, а сам добрался до ближней косы, где глубина была по щиколотки. На самом дальнем краю второй косы в углублении я неожиданно увидел силуэты рыб. Очки и удачное расположение относительно солнца позволили мне четко распознать стаю голавлей (их было штук 5-8), и среди них щуку. Все рыбы были примерно одинаковы - самую малость не дотягивали до килограммовой отметки.

Бросаю воблер в тот край углубления, куда были направлены взгляды всех рыб - ни одна не среагировала... На втором забросе один из голавлей вышел из состояния равновесия и даже немного боднул приманку. Еще выполняю заброс -по-моему, тот же голавль еще раз бьет L-minnow 44 (в тот период это был невероятно популярный воблер). Мне стало так интересно, что, не задумываясь, снова посылаю L-minnow 44 туда же. На этот раз голавль за приманкой погнался более решительно. И только сейчас агрессия красноперого вылилась в результативную поклевку. Спиннинг приятно изогнулся. Засеченной рыбе деваться было некуда - перетянув голавля почти по воздуху через дальнюю косу, я взял его рукой. Было в нём граммов восемьсот весу. Что интересно, он был не из той стаи, которую я хорошо видел. Скоро поймался еще один такой же по размеру, но уже из стаи. Оставшиеся особи по-прежнему позицию не меняли, и я даже удивился - неужто рыба такая доверчивая? Когда голавли полностью перестали реагировать на мои приманки, оживилась щука. Как и голавли, сначала она только бодала воблер, даже не открывая пасть. Я четко видел, как неохотно зубастая отделяется от стаи голавлей и без броска догоняет воблер. Раза с пятого попытка боднуть воблер закончилась ее поимкой. Как только я поймал зубастую, сразу все голавли покинули точку.

Что делала щука в стае голавлей? Почему избрала такой участок реки? Ответа на эти вопросы у меня нет до сих пор. Что интересно, вскоре на том же месте произошел очень схожий случай - вперемешку с голавлями клевала щука.

И последний пример того, как голавлиный по всем признакам перекат подарил незабываемые щучьи поклёвки и, к тому же, хороший улов. В очередной раз рыбача с лодки летним днём на реке и охотясь, в основном, за щукой, добрался я до одного из немногих песчаных перекатов на маршруте. Без особых надежд забросил приманку под небольшой пучок водорослей. На удивление, сразу клюнула щука, и после весьма продолжительной борьбы была заведена в подсак. В рыбе было примерно 2,5 кг. Еле высвободив тройники воблера из щучьей пасти, а потом и из сетки подсака, сделал заброс, чтобы выбрать слабину лески, да и просто успокоиться после дозы адреналина. В том же месте произошла еще поклевка, и теперь щука на 1,5 кг не менее живо упиралась на крючке. Я хорошенько запомнил это место и не раз потом именно здесь добивался щучьих поклевок.

О ПРИЧИНАХ НЕТИПИЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЩУКИ

Насчет того, что занимая места с быстрым течением, щука ведет себя необычно, еще можно поспорить. Большинство рыболовов, в том числе и я, вполне справедливо считают самыми перспективными щучьими местами выходы из заливов, границы кувшинок, камышовые островки. Понятно, что всегда отдельные щуки (наверняка, самые крупные) займут и прирусловые участки или само русло. Я же сейчас хочу обратить внимание именно на особенности ловли на перекатах и подобных участках рек. Основными причинами, благодаря которым мы вправе рассчитывать на щучьи поклевки в данных местах, я считаю такие:

• Повышенное содержание кислорода. Известно, что с повышением температуры воды растворимость воздуха в ней существенно снижается. Даже в реках со значительным течением в жаркие дни рыбы испытывают явный дискомфорт. Из физики известно, что любое перемешивание среды интенсифицирует и теплообмен, и массообмен. Именно на перекатах из-за постоянного соударения разнонаправленных струй эти эффекты проявляются сильнее всего, а значит, в данном месте вода наиболее богата кислородом.

• Наличие легкодоступной пищи. Для мелкой рыбешки, как основного корма хищника, попадание на такой участок реки порой заканчивается печально. Если стайки малька, которые постоянно стоят возле опор мостов, кое-как привыкли к быстрине и чувствуют себя здесь комфортно, то «бедняги», попавшие в водоворот неожиданно, самостоятельно выбраться из него могут не сразу. Да и потом, в водовороты чаще всего попадают раненые или ослабленные рыбки, а ведь именно такой корм для щуки привычен и наиболее доступен - вот она и караулит поблизости.

• Дополнительная маскировка для охоты. Наверняка все, кто имел дело с подобными местами, замечал, как возле всяких гидросооружений рыбы очень близко подпускают к себе человека. Вероятно, шум и завихрения потока очень серьезно притупляют внимание всех - и охотников, и их жертв. Там, где на тихой воде стая малька щуку замечает и слышит с расстояния в несколько метров, то в водоворотах хищнику можно приблизиться к своим жертвам и на метр. По крайней мере, я видел, как возле стаи малька в одной из «бурлилок» буквально в полуметре кружили окуни, выхватывая самых крайних рыбок. При этом неподалеку стояла щука и спокойно наблюдала за происходящим.

• Иллюзия безопасности. Есть все основания полагать, что даже у 2-, 3-килограммовых щук инстинкт самосохранения не притупляется - опасность может подстерегать повсюду, и не только с суши. Во-первых, щука размером 2-3 кг может вполне стать сытным обедом для зубастой на 5-6 кило; во-вторых, сом в период своей активности ведет себя достаточно проворно и способен схватить даже щуку. В связи с этим долгое нахождение зубастой на ямах или в их окрестностях опасно и для них самих. А вот на перекатах у небольших и даже средних щук шансы быть съеденными не так высоки, поскольку сюда наиболее крупные охотники выходят редко.

Я перечислил, естественно, не все факторы, определяющие влечение щук к перекатам; внимательные и наблюдательные рыболовы могли бы расширить этот перечень. Но и сказанного вполне достаточно.

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОВЛИ НА ПЕРЕКАТЕ

Полагаю, все без исключения рыболовы попадали в ситуации, когда их ошибочные действия надолго «убивали» перспек-тивнейшую точку, где при ином подходе наверняка можно было бы успешно ловить несколько часов подряд. Перекат хоть и требует достаточного умения от спиннингиста, все же способен простить ему многие тактические и технические огрехи. А если конкретно, то наученный и своим опытом, и опытом товарищей я для себя обозначил несколько правил, которых всегда стараюсь в подобных местах придерживаться. Часть из них «перекочевали» из голавлевых рыбалок, а некоторые и чисто щучьи.

Для достижения максимального успеха в ловле щуки на перекате, с моей точки зрения, важно помнить следующее:

• Никогда не следует начинать облов места с дальних забросов. В случае даже быстрой поклевки и успешного вываживания будет произведено немало шума, что явно не пойдет на пользу дальнейшему клеву. Не дай Бог зацепиться за камень, арматуру или сваю - то вообще самый худший вариант. Обрывать приманку (обычно воблер) жалко, а лезть в воду и неприятно, и небезопасно.

• В первую очередь облавливать края переката, максимально избегая возможных зацепов. Дело, конечно, не только в жадности и боязни потерять приманку, тут опять же важнее лишний раз не пугать рыбу своей суетой на берегу в попытках спасти снасть. Кроме всего прочего, именно края быстрин и перекатов являются наиболее перспективными местами для ловли (по щуке так уж точно). Во всяком случае, у меня примерно 70-80% поимок щук происходило именно в таких местах.

• Особое внимание при ловле стоит уделить участкам переката с максимальной глубиной. Здесь велика вероятность встречи с настоящим трофеем. Такие приямки могут быть и по центру переката, и у его края. Обычно они образуются за какой-то преградой (упавшее дерево, камень, опора моста). Особенно подобные углубления интересны по щуке, которая по природе склонна искать места с более тихой водой. В связи с этим, применяемые приманки для щуки должны идти все-таки в придонном слое. И если ямка более-менее отчетливая (два и более метра), то стоит прибегнуть уже к помощи джига.

• Снасти нужно иметь надежные, но не грубые. Пусть и бытует мнение, что на перекатах рыба менее осторожна, и раз уже она заняла здесь позицию, то голодна и активна. Однако, можно с уверенностью говорить, что неправильный подбор снастей запросто оставит вас ни с чем на любом месте. Это относится в большей степени к игре приманки (чаще всего, к воблерам), которая может быть вообще невозможна из-за излишней толщины шнура или несоразмерного поводка.

• Наиболее эффективны проводки против течения под некоторым углом к берегу (оптимальный угол между вектором проводки и берегом примерно 60°). Если нет возможности такой угол задать, то отчаиваться не стоит, сгодится и другой вариант. Если рыбачить с лодки, то данной рекомендацией все-таки стоит воспользоваться. Хороший якорь и достаточно длинная веревка позволят вам удерживаться даже на очень сильной струе. Но проще заякориться на тиховодье и по мере облова близлежащих перспективных мест смещаться постепенно вниз по течению.

СИЛИКОН И КРЭНКИ

С моей точки зрения, приманками, наиболее подходящими подданные условия, являются воблеры-крэнки и силикон. Что касается воблеров-минноу, то они не подойдут по причине слабой эффективности твичинга на перекатах. Возможно, еще как-то бы себя зарекомендовали колеблющиеся блесны, но они сразу отсекают в качестве прилова голавля. Вертушки, как классическое оружие на быстрине, на мой взгляд, явно себя изжили. Попперы и прочие «топвотеры» можно применить разве что ради эксперимента и повышения эстетики ловли.

Что же касается крэнков, то они подходят по геометрии (щука очень уважает округлые формы), по игре (крэнки наименее прихотливы к проводке), по характеристикам (летят хорошо, компактны), по степени заглубления (относительно легко обеспечить нужный горизонт проводки). Говорить о конкретных моделях сложно еще и потому, что при ловле на быстринах одним из основных критериев подбора приманки является ее способность «держать струю». Известно ведь, что некоторые воблеры, отлично работающие на среднем течении, будут сбиваться в игре, заваливаясь на быстрине набок. Иной раз справедливо и обратное утверждение. Поскольку сила течения - величина весьма относительная, то рекомендовать конкретные модели в данном случае, думаю, будет несколько некорректно.

А вот с силиконом все гораздо понятнее, хотя мы сразу должны быть готовы к отсутствию в улове голавля и жереха. Как уже было сказано, джиговые приманки наиболее успешны в применении там, где есть участки с разным направлением струй и особенно углубления с замедленным течением. Именно здесь правильный подбор веса и типа силикона обеспечит затяжное опускание приманки на дно. А ведь на этой стадии чаще всего и происходят щучьи поклевки.

Однажды мой хороший друг на одной из быстрин ловил окуней. Те изредка выскакивали из приямка и атаковали силикон. Все было достаточно банально. На очередном опускании приманки ко дну клюнул очень уверенный и сильный хищник. Не дожидаясь подсечки, рыба решительно стащила со шпули приличное количество лески. Со слов товарища, потерявшего тогда счет времени, после долгого «перетягивания каната» на поверхности неожиданно показался красавец-жерех. Умение и большой рыбацкий опыт позволили другу все-таки справиться микроджиговои снастью с трофеем, который потянул на 6 кг.

Причем здесь щуки? А притом, что вскоре и я попал на то место, тоже рассчитывая побороться с трофейной рыбой. Жерехов и голавлей почему-то не было, зато удалось поймать двух щук на 2 и 2,5 кг. Обеих соблазнил, кстати, на силикон.

Что касается конкретных моделей приманок, то здесь я все-таки позволю себе дать совет. Может это и покажется странным, но даже на быстрине, где рыбе некогда «принюхиваться» к приманке и пробовать ее на вкус, все равно лучшим оказывается съедобный силикон. Конечно, долго и успешно рыболовы ловили и ловят (и я в том числе) на классические твистеры и виброхвосты от Mann's и Relax, но, по всей видимости, их эра близится к закату. Улови-стость обычной резины никак не снизилась и, уверен, подарит еще много незабываемых ощущений, однако смело можно утверждать, что практически во всех компонентах ловли «съедобный» силикон эффективнее обычного.

Относительно ловли щуки на перекатах съедобной резиной у меня пока нет большого опыта, чтобы настоятельно что-то рекомендовать. Однако, из тех моделей, что проявили себя лучше остальных при первых испытаниях, отмечу Power I.M.P 3,5", Bugsy 5", OGO-Kyu 2" от Bait Breath и Swing Impact 4" от Keitech.

ЩУКА И ГОЛАВЛЬ ОДНОВРЕМЕННО

Я уже упоминал, что перекаты и подобные места - это удел, прежде всего, голавля, щука же здесь менее ожидаемый гость. Тем не менее, достаточно частый, не стоит пренебрегать такой вероятностью. Конечно же, не от жадности, а от желания получить как можно больше эмоций, я бы посоветовал не упускать возможность в качестве прилова к щуке, на ловле которой вы сосредоточились, ещё и парочку голавлей.

Подобные идеи меня посетили в своё время в несколько противоположной ситуации. Намеревался я ловить голавля, а поймал щуку. Хороший теплый вечер в очередной раз я проводил возле речки с любимой спиннинговой снастью. На одном небольшом участке мелководной быстрины на фоне песчаного дна я заметил силуэты солидных рыб (далеко за килограмм каждая). Вид стаи из десяти особей, неспешно курсирующей вдоль и поперек быстрины, будоражил мою кровь и нервы! При этом, они полностью игнорировали все приманки, которые я предлагал в течение часа. Это уже был апофеоз наглости! Голавли (мне так казалось) даже не пугались моих блесен и воблеров, они не обращали на них никакого внимания. Желание перехитрить этих рыб росло с каждой минутой, планов, как это сделать, было немало. Предлагать кузнечиков и прочие изыски мне не хотелось, а вот добиться успеха спиннингом и воблером - ой, как душа желала!

Утром следующего дня, оставляя следы на росистой траве, я спешил к тому месту. Темные силуэты и сейчас просматривались в воде. Первый, второй, третий заброс - есть! Мощный удар! Тяжелые рывки вмиг до краев наполнили рыбацкую душу высшей благодатью! Далеко не сразу и не без проблем - на пути к берегу находились водоросли и затопленная опора старого моста, соперника удалось подвести к берегу. В чистой воде я разглядел пасть хорошей щуки. Чуть больше трех килограммов весом, пойманная сегодня щука стала скорее приятным сюрпризом, нежели ожидаемым трофеем... После поимки зубастой на песчаной косе все рыбы куда-то исчезли, и поклевок, увы, больше не состоялось. Мне оставалось лишь констатировать факт того, как интереснейшее место вмиг стало безрыбным.

Совсем скоро я попал сюда еще раз. И вновь вместо голавля клюнула щука. На вид опять не менее трех килограммов, зубастая так активно сопротивлялась, что каким-то образом сумела перерезать поводок. А немногим позже на этом же перекате была поймана «пятерка». И еще более крупная красавица сокрушила снасть моему знакомому. А голавли, между прочим, как плавали, так и продолжали плавать, совершенно не желая ловиться.

После этих рыбалок я окончательно понял, что даже прогнозировать, какой вид рыбы будет сегодня ловиться на перекате, вещь очень неблагодарная. В связи с этим, высшим пилотажем ловли на перекате я считаю умение ловить щуку и голавля одновременно. В дальнейшем, когда я отдал предпочтение больше лодочной рыбалке, чем береговой, я понял, что голавль и щука на данных участках вполне предсказуемы и «читаемы». И я даже в свое время потратил немало сил и времени на изучение вопроса - как поступать, чтобы добиваться успеха по обоим хищникам?

Итак, чтобы я отметил основным при комбинированной ловле голавля и щуки:

• При выборе приманки в 95% случаев лучшим окажется крэнк размером 6-8 см и массой до 10 гр.

• Наиболее перспективными местами как по голавлю, так и по щуке почти всегда будут крайние точки быстрины, соседствующие с глубиной.

• Относительно погоды можно заметить такую тенденцию: в солнечную погоду больше шансов поймать голавля, в пасмурную - щуку. Однако, это справедливо, в лучшем случае, на 60%.

• Замечена и такая особенность - если первым попался на точке голавль, то это вовсе не значит, что сегодня голавлевый день, вполне реально на следующем забросе соблазнить щуку. Но если первой попалась зубастая, то шансы на голавлиный клев небольшие. Скорее всего, перекат сегодня оккупировала щука.

• Если вчера на данной точке удалось здорово половить красноперых, то на следующий день велика вероятность встретиться здесь именно со щукой. По всей видимости, хорошая память и природная осторожность белых хищников существенно преобладают над желанием поесть. А вот у щуки все гораздо проще. Стадного инстинкта они практически не имеют, поэтому учатся больше на собственных ошибках. В связи с этим, после хорошего щучьего клева на перекате вполне обосновано можно ожидать поклевок и завтра.

• При ловле и голавля, и щуки очень хороший результат дает пауза. Скажем, удалось с переката поймать пару рыб, а поклевок больше нет, смело можно дать месту «отдохнуть» хотя бы полчаса. За это время велика вероятность возобновления аппетита у других обитателей перспективной точки.

• На перекате в любую пору и даже в любое время суток можно рассчитывать на успех. Уж, по крайней мере, рыба этих мест придерживается постоянно.

• Если позволяют условия, то однозначно стоит пытаться определить место нахождения рыбы визуально. Например, взобравшись на дерево или другую возвышенность. Такая информация будет очень ценной. К тому же, на незнакомом перекате можно заметить и места потенциальных зацепов.

• Какой бы беспечной рыба в «бурлилке» не казалась, но о маскировке рыболову забывать не стоит. Давно известно что лучше лишний раз присесть на корточки, нежели целый день в удобной позе безрезультатно полоскать приманки.



СТАТИСТИКА РЫБОЛОВНЫХ НАБЛЮДЕНИЙ

Прелесть ведения дневника рыбалок еще и в том, что практически всегда в подробностях можно вспомнить интересные моменты и мысленно вернуться к былым победам или поражениям. Кроме того, немного потрудившись, можно получить и некоторые статистические данные. Последние четыре летних сезона я достаточно плотно посвятил рыбалкам с лодки на реке. При этом особое внимание уделял как раз перекатам. Многое было проверено и проанализировано. Так вот:

• примерно на 60% рыбалок лучшими щучьими местами оказывались как раз быстрины, но никак не заливы или ямы;

• при ловле чисто на перекатах в 50% случаев ловился только голавль, 20% - только щука, в остальных-оба хищника одновременно;

• на 30% рыбалок, давая месту «отдохнуть», удавалось продолжить успешную ловлю;

• в 70% случаев после холостой поклевки на последующих нескольких забросах атака повторялась (в 60% это была щука, в 40% - голавль); если рыба после первой поклевки сходила, то на следующих проводках поклевки происходили с вероятностью лишь 30% и в большинстве случаев (около 80%) это была щука;

• на перекатах случались поклевки еще затемно - на 80% это были голавли;

• в первые часы рассвета голавль и щука попадались примерно 50% на 50%, а вот в обеденные - снова преобладал голавль (70% поимок).

Конечно, эти данные весьма субъективны, но, возможно, кому-то в чем-то и помогут разобраться.

Оглядываясь на прошедшие рыбалки и накопленный на них опыт, а также глядя вперед в ожидании новых открытий, могу смело сказать, что ловля щуки на перекатах и других подобных местах однозначно заслуживает внимания. От рыболова здесь вряд ли потребуются «сверхзнания» или какие-то особые навыки; гораздо важнее - поверить, что даже в условиях сильного течения и малой глубины можно хорошо по щуке порыбачить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий